Научи ребенка играть и дружить

Появление малыша ставит перед родителями многие воспитательные вопросы. Молодым родителям бывает сложно разобраться в том, почему, услышав плач чужого ребенка на прогулке, их малыш начинает беспричинно плакать, почему жадничает на детской площадке, почему в друзья выбирает себе того или иного ребенка. Наши советы помогут кое в чем разобраться.

Ребенку очень важно ощущать себя в среде таких же, как и он. Наблюдения показывают, что даже новорожденный малыш по-разному реагирует на взрослых и детей. Никто не будет спорить, что слезы взрослого вряд ли раздосадуют младенца, и он заплачет, а вот разноголосый плач малышей в детской консультации известен всем. Этот плач неосознанный, рефлексивный. Но он свидетельствует о закладывающихся в характере ребенка таких качествах как доброта и дружественность. Пройдет совсем немного времени, и малыш за компанию с другим грудничком будет смеяться. Затем они начнут обмениваться игрушками, при этом один из них, как правило, отдать игрушку не захочет. Психологи говорят, что это не жадность развивается, а зачатки будущей совместной деятельности.

Дети в возрасте одного-двух лет строят свои отношения на общности игрушек и подражании друг другу. Как правило, всем одновременно нужна одна и та же игрушка (поэтому в яслях одинаковых игрушек несколько). Забавляясь с игрушкой, малыш начинает стучать ею, приглашая к подобным действиям других малышей. Это совместная деятельность. Скоро они начнут чередовать свои действия: один бросает игрушку, другой ее поднимает. А это уже не просто совместная игра, но игра с распределением ролей. Согласитесь, что подобные контакты со сверстниками, более чем с взрослыми делают малыша самостоятельнее и активнее. Поощряйте любой контакт вашего малыша.

Если вашему ребенку уже исполнилось два или три года, ему очень нужна ваша помощь на детской площадке: научите его играть в сюжетные игры. Самому двух-трех летнему ребенку еще не по силам организовать свой досуг. Привлеките в игру как можно больше желающих детей, покажите, как играть в коллективные игры: съедобное-несъедобное, прятки, салочки и прочее. Если ваше участие в совместных играх будет регулярным, через некоторое время дети поймут смысл игр и ваша помощь им уже не понадобится. Зачастую партнер по играм становится первым другом вашего ребенка. Вам нужно знать, что дружба детей этого возраста корыстна. Среди всех, с кем играет, другом ваш ребенок назовет того, кто дал ему конфетку или игрушку. Но если через минуту он эту игрушку заберет, другом он сразу перестанет быть. Не стоит по этому поводу читать ребенку много нравоучений. Мозг двух-трехлетнего ребенка устроен так, что он искренне считает, что весь мир существует для него и вокруг него.

Осознанно относиться к слову «друг» ваш ребенок начитает в четыре-пять лет. Теперь друг для него не всякий, кто поделился конфетой. Мотив корысти в выборе друга уступает личностным качествам. Ваш сын может объяснить, почему он дружит с Ваней, а не Сашей это тем, что Ваня не дерется. А дочь свой выбор подруги объяснит тем, что она, например, хорошо поет. Друзья появляются на детской площадке, где малыш проводит много времени, друзьями становятся в детском саду. В этом возрасте дети очень привязываются друг к другу. Плохое и на первый взгляд беспричинное настроение вашего ребенка может быть связано с длительной разлукой, неосознанной тоской по другу.

Ваш ребенок – школьник. Это уже личность. В этом возрасте ребенок способен проанализировать ситуацию, сделать выводы и только потом принимать решение. Он четко отделяет от себя тех, с кем ему не интересно. И наоборот, общается в разных ситуациях - в школе на перемене, во дворе после занятий в школе – с теми, кто привлекает его широтой интересов. О друзьях первоклассник будет говорить много и долго, о «врагах» коротко и резко. В этот период ребенку нужен друг не столько для совместных игр, а скорее для задушевных разговоров. Это в полной мере относится как к девочкам, так и к мальчикам. У мальчиков чаще всего лучших «другов» бывает два и множество просто приятелей. Дети этого возраста способны доказать верность друг другу испытанием расстоянием и временем. Будьте особенно внимательны к выбору вашего ребенка. Ведь может случиться и так, что именно с вашим ребенком будет кому-то неинтересно, именно с ним не захотят дружить. И тогда он вынужден будет сблизиться с таким же изгоем. Ничего хорошего из этого общения не получится. Помогите своему ребенку правильно определить линию поведения и добиться расположения к нему действительно интересных, воспитанных детей.

Помните, что в любом периоде взросления вашего ребенка, как бы ни были вы близки с ним, вы – взрослые люди, родители. И никогда не замените ему сверстников, друзей. Очень важно то, что завязывая отношения с различными детками – и серьезными, и веселыми, и драчливыми, и робкими, и воспитанными, и не очень, – ваш ребенок избежит перекосов в личности, неизбежных при постоянном подстраивании под близких людей.

Будьте мудры в воспитании своего ребенка!